Ибсенские чтения

Библиотечные воскресные "посиделки" в Центральной, предваряющие начало заседаний клуба "Игротека в библиотеке", интригуют своей театральной направленностью.

 

Хлеба и зрелищ!

И то и другое было гарантировано посетителям 16 февраля в Центральной библиотеке. Правда, как говорится, обошлись малой кровью - никаких гладиаторских боев и пиршеств горой. Но обо всем по порядку.

Не первый раз традиционная игротека совмещается с тематическими беседами. Как говорится: двух зайцев одним ударом - и наигрался, и много полезного узнал. Но, идя на очередное такое мероприятие, ребята даже не подозревали через что им придется пройти!

Норвежец Ибсен был творцом строки со стажем.

На этот раз тематическая беседа была посвящена биографии и творчеству норвежского драматурга Генрика Ибсена, основателю школы "Новой драмы". В "новой драме" акцент делался не на сюжет, а на его понимание. В текст непосредственно включались элементы дискуссии. По-новому ставились проблемы морали. Основой конфликта становилось столкновение не интересов и личностей, а идей и мнений.

Из всего творчества Генрика Ибсена более детально была рассмотрена пьеса "Кукольный дом". Это, пожалуй, самая известная и нашумевшая пьеса Ибсена. Она является замечательным примером аналитической драмы и «драмы-дискуссии». Центральная тема пьесы - положение женщины в обществе. Однако проблематика "Кукольного дома" не исчерпывается "женским вопросом": речь идет о свободе человеческой личности вообще.

Мы сейчас для вас устроим представленье!

Но вернемся к нашему вечеру. Ребята, рассевшись на стульях, пуфиках, диванах, приготовились внимать. В форме неформального общения рассказчик поведал о самом Генрике Ибсене и его творческом пути, затем, более детально, рассмотрел пьесу, а точнее занялся кратким пересказом, дабы посвятить гостей в общее содержание произведения, сопровождая текст наглядным материалом - презентации, отрывки из различных постановок и экранизаций.

И вот, пересказав действие, ведущий сделал невероятный "финт" и предложил ребятам перевоплотиться в героев произведения самым непосредственным образом - сыграть их! Таким образом, серьезное мероприятие превратилось в театральную постановку. Для воспроизведения было выбрано II действие. И тут снова поджидали сюрпризы - участники инсценировки тянули роли наугад. Поэтому вполне объясняемо почему Фру Линне и горничная оказались мужского пола, в то время как Хельмер, муж Норы, женского. Каждый получил свой сценарий и "поднялся занавес"...

Текст пьесы изучаю, импровизирую, играю...

Итак, представьте: в зале приглушается свет и... ребята играют! Играют не хуже профессиональных актеров, вкладываясь в роль по полной, чувствуя ее! Более того, увлеченные игрой "экспромщики" воссоздают по мере возможности место действия, "создают" реквизит из подручных средств: чего стоит чудный передник горничной, преобразованный из рубашки молодого человека или, скажем, чудесная дамская шляпка а`ля 60-х годов на голове выпускника 11 класса.

Все действие "неожиданного" спектакля было насыщено движением, динамикой, позитивом, импровизацией! Не обошлось и без веселых, нелепых моментов - ребята разошлись не на шутку. Довольно большая часть пьесы была сыграна на одном духу!

А что потом?

После такого дебюта новоиспеченных театралов наградили бурными овациями и ароматным чаем, что стало уже доброй традицией в нашей библиотеке. С чашкой в одной руке, печеньем в другой, раскрасневшиеся "герои", удобно устроившись, досматривали отрывок III действия уже на экране проектора - кинолента "Кукольный дом", снятая в 1973 году Патриком Гарлэндом, является одной из лучших экранизаций пьесы Генрика Ибсена. А потом...а потом началась игротека! Но это уже совсем другая история...

На главную