Готика

Разбойники и подземелья,

С полдюжины на башне сов;

Луна чуть светит сквозь ущелья;

Вдали шум ветра, вой волков.

Во сне моим героям снятся

Дракон в огне, летящий гриф,

Страх, ужас вслед за ними мчатся…

Вот вам роман а laRadcliff.

Именно так охарактеризовал "темный жанр" Орест Сомов, тем самым определив основной фон для действий, разворачивающихся под эгидой готики. Так что же это такое? Что определяет готику? С чего она началась? Какие Средневековой готики отголоски дошли до нашего времени? Как она повлияла на современное искусство?

На все эти вопросы и многие другие был дан ответ 27 октября 2013 года в Центральной библиотеке на тематическом вечере, посвященном этому замечательному историческому и одновременно современному явлению. Более того, прошедший вечер был совмещен с не менее интересным мероприятием, уже ставшим традицией, - игротекой. Так что, можно сказать, что гостям повезло вдвойне.

Вечер начался с небольших экскурсов во все сферы искусства, которые позаимствовали и воплотили в жизнь типичные черты готики. Это и архитектура, и литература, кинематограф, музыка. Не обошли стороной и современных готов, которых по праву считают одними из самых загадочных и красивых субкультур.

Первая часть лекции осветила историю Средневековья вообще и более подробно коснулась одной из важнейших ступеней развития средневекового искусства - готического стиля. Он пришел на смену романскому, став настоящим синтезом Средневековья, его художественным творением. Наибольшего расцвета он достиг в период XIII - XIV веков, распространившись в Западной Европе, а оттуда позже уже в другие уголки планеты.

То время было ознаменовано большим количеством возведенных соборов, устремленных ввысь своим внешним видом. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Поэтому, следующая часть лекции была уделена архитектуре. Соборы строились столетиями. Например, собор Парижской Богоматери строился более двухсот лет.

Помимо небольшой истории, гостям были предоставлены наглядные элементы, используемые в архитектуре. Одним из таких "носителей отпечатка средних веков"стал крабб - крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Также гости могли ознакомиться с импровизированной средневековой комнатой "в разрезе".

Гете сравнивал архитектуру с музыкой. Поэтому несложно догадаться, что следующий фрагмент рассказа был посвящен музыке: средневековой и современной.

На протяжении II-VI веков шло формирование новых родов церковной музыки, которые в итоге образуют основу григорианского хорала. Григорианское пение с XI-XII веков, а затем в эпоху Ренессанса послужило исходной основой для создания многоголосных сочинений, так называемых диафоний (два голоса).

Как и все остальные сферы искусства, средневековая музыка нашла свое воплощение в современной готике. "Готика"или же "готик-сцена" внутри себя подразделяется на множество направлений.

Мощный толчок для развития этой субкультуры дала группа Bauhaus, возникшая в 1978 году и выпустившая сингл "Bela Lugosi's Dead"*, ставшей неким гимном первых последователей субкультуры. Во многом они были архетипом готической группы.

Не обошли стороной и моду. Как и все остальные элементы Средневековья, мода не потеряла своей актуальности. Она сохранилась и по сей день.

Костюмы для высшего сословия шили из тканей преимущественно ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы для простонародья - из тканей более темных расцветок: серого, коричневого. Мужской и женский костюм выглядели практически одинаково, за исключением длины. Нижняя туника - камиза - была с длинными цельнокроеными рукавами; а верхняя - кота - могла быть безрукавной или с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Верхние туники женщин назывались котта и сюрко.

Елизавета Рябкова и Владислав Купреев, волонтеры и постоянные участники мероприятий Центральной библиотеки, выступили моделями и продемонстрировали примеры моды «века нынешнего» и «века минувшего».

Фантазия представителей "века нынешнего" оказалась более богатой. Современная готическая мода включает в себя ряд специфических направлений: это и викторианские готы, и вампир-готы, и антиквар-готы, и вестерн-готы, стимпанк-готы, кибер-готы, фейри-готы, готик лолиты. Однако общими чертами для большинства из них являются преобладание чёрного цвета в одежде, определенная прическа, специфическая атрибутика и особый макияж.

Готическую субкультуру не следует рассматривать как исключительно молодёжную: к ней могут присоединяться как подростки, так и вполне взрослые люди, поскольку «верхнего возрастного порога» в ней нет. Для детей стали производить специфические игрушки, например куклы из серии "Monster High", которые также были представлены на выставке. Хозяйка этих необычных игрушек - Юлита Богушите - была самым юным посетителем нашего тематического вечера.

После такого обилия информации перерыв на чаепитие был принят на "ура!". Помимо чашечки горячего чая, участники вечера знакомились с экспонатами, листали книги с выставок, обсуждали услышанное, кто-то заинтересовался музыкальными дисками и конечно не обошлось без фотосессии! Ребята делали как одиночные, так и групповые снимки: материал фотографам был обеспечен! Елизавета Рябкова и Владислав Купреев торжественно вручили плакат, подготовленный по такому случаю. Их творение заняло место на одной из выставок.

Второй блок нашего вечера был посвящен двум направлениям, идущим "рука об руку": кинематограф** и литература***.

Начало отсчета готического кино 20-е гг. ХХ века. Ранние американские фильмы ужасов стали вариациями на тему черного романтизма. Таинственный Призрак Джерарда Батлера, "немертвый" граф Дракула Белы Лугоши имели вид почти, что байронических героев. Авторы фильмов давали им шанс уйти с достоинством, сохранив за собой долю симпатий публики - достаточно вспомнить обставленную с античной трагедийностью гибель Создания на горящей мельнице во "Франкенштейне".

Литература была, есть и будет источником вдохновения для художников, музыкантов и, конечно же, режиссеров. Готическая литература возникла во второй половине XVIII века на волне романтизма. В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе.

Готический роман - произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики.

Без преувеличения, самым значимым готическим романом, оказавшим непосредственное и очень сильное влияние на становление готики в кинематографе, стал роман Брэма Стокера "Дракула" написанный в 1897-м. Именно с этого романа началась масштабная популяризация "вампирского мифа". История о любви трансильванского графа была неоднократно экранизирована, даже в таком своеобразном направлении, как аниме.

На этом наше "галопирование" по двум различным эпохам было закончено, и инициативу перехватил Владислав, подведя итоги и пригласив гостей на третий блок мероприятия. Таким образом, тематический вечер плавно перетек в игротеку! Так сказать: с корабля на бал!

Игротека прошла в интересной атмосфере: не часто с вами за столом присутствуют средневековая леди и викторианский джентльмен, а из колонок доносится мелодичные аккорды фортепиано. Горячий чай и вкусности способствовали поднятию настроения, также располагали к общению и обмену мнениями.

В приложении мы вам предлагаем:

Текст песни Bauhaus "Bela Lugosi's dead"

Bela Lugosi's Dead (оригинал Bauhaus)

White on white translucent black capes

Back on the rack

Bela Lugosi's dead

The bats have left the bell tower

The victims have been bled

Red velvet lines the black box

Bela Lugosi's dead

Undead undead undead

The virginal brides file past his tomb

Strewn with time's dead flowers

Bereft in deathly bloom

Alone in a darkened room

The count

Bela Logosi's dead

Undead undead undead

Список фильмов, которые попадают под категорию "готический"

Готическое кино затрагивает все интеллектуальные сферы и аспекты бытия человека. Начало отсчета готического кино 30-тые гг. ХХ века. Принципиальное отличие готики от фильмов ужасов - отстутствие атмосферы страха и ужаса при наличии опасных сверхъестественных существ, вроде вампиров и оборотней, приведений.

Хочется отметить, что, конечно, есть много талантливых и не очень режиссеров, которые в своих работах используют те или иные приемы из готической эстетики. Используемого и разобранного материала вполне хватает, чтобы каждый мог найти что-либо для себя. Мы предлагаем вам список фильмов, на наш взгляд наиболее отразивших дыхание готики:

  • "Пражский студент" 1913 г. (18+)
  • "Возница" 1921 г. (18+)
  • "Носферату: Симфония ужаса" 1922 г. (18+)
  • "Дракула" 1931 г. (18+)
  • "Франкенштейн" 1931 г. (18+)
  • "Дом Дракулы" 1945 г. (18+)"
  • "Психо" 1960 г. (18+)
  • "Ребенок Розмари" 1968 г. (18+)
  • "Омен" 1976 г. (18+)
  • "Голод" 1983 г. (18+)
  • "Битлджус" 1988 г. (18+)
  • "Господин оформитель" 1988 г. (18+)
  • "Эдвард Руки-Ножницы" 1990 г. (18+)
  • "Семейка Аддамс" 1991 г. (18+)
  • "Семейка Аддамс: ценности семейки" 1993 г. (18+)
  • "Дракула Брэма Стокера" 1992 г. (18+)
  • "Ворон" 1994 г. (18+)
  • "Интервью с вампиром" 1994 г. (18+)
  • "Город потерянных детей" 1995 г. (18+)
  • "Адвокат дьявола" 1997 г. (18+)
  • "Девятые врата" 1999 г. (18+)
  • "Сонная лощина" 1999 г. (18+)
  • "Темное королевство" 2000 г. (18+)
  • "Другой мир" 2003 г. (18+)"
  • Ван Хельсинг" 2004 г.
  • "Призрак Оперы" 2004 г. (18+)"
  • Братья Гримм" 2005 г. (18+)
  • "Константин: повелитель тьмы" 2005 г. (18+)
  • "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-Стрит" 2007 г. (18+)
  • "Алиса в Стране чудес" 2010 г. (16+)
  • "Мрачные тени" 2012 г. (18+)
  • "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" 2012 г. (18+)

Список готических произведений в Центральной библиотеке

Литературный пласт готических произведений невероятно огромен. Центральная библиотека предлагает вам книги по данной тематике, имеющиеся у нас в наличии:

  • Акунин Борис: произведения (18+)
  • Алигьери Данте "Божественная комедия""
  • "Анталогия ужасов": сборник рассказов (18+)
  • Байрон Джордж Н. Г.: произведения
  • Баркер Клайв "Галили" (18+)
  • Бестужев-Марлинский А.А.: произведения
  • Браун Дэн: произведения (18+)
  • Булгаков М.А.: произведения
  • Верн Жюль: произведения
  • Гауф Вильгельм: произведения
  • Гете И. В.: произведения
  • Говард Роберт "Короли ночи" (18+)
  • Гоголь Н. В.: произведения
  • Гофман Теодор А.: произведения
  • Гуревич А. Я. "Категории средневековой культуры"
  • Гюго Виктор: произведения
  • Диккенс Чарльз: произведения
  • Дойл Артур К.: произведения
  • Егер Оскар "Всемирная история. Средние века"
  • Ирвинг Вашингтон: произведения (18+)
  • Калогридис Джинн "Невеста Борджа" (18+)
  • Камю Альберт: произведения (18+)
  • Карамзин Н.М.: произведения
  • Карр Джон Д. "Бесноватые. Ведьмино логово. Защиту ведет Патрик Батлер" (18+)
  • Кафка Франц: произведения (18+)
  • Кикути Хидеюки "Ди. Охотник на вампиров": трилогия (18+)
  • Коллинз Уилкки: произведения
  • Кристи Агата: произведения
  • Кристофер Пол "Тень Микеланджело" (18+)
  • Лавкрафт Говард Ф.: произведения (18+)
  • Лаврин Александр "Хроники Харона" (18+)
  • Лермонтов М. Ю.: произведения
  • "Магия ужаса": сборник рассказов (18+)
  • "Мертвый гость": сборник рассказов (18+)
  • Михайлов А. Д. "Средневековый французский фарс"
  • Одоевский В.Ф.: произведения
  • Перл Мэтью "Дантов клуб" (18+)
  • Перес-Реверт Артуро: произведения (16+)
  • По Эдгар: произведения
  • Погорельский Антоний: произведения
  • Полякова С. В. "Средневековые латинские новеллы XIII века"
  • "Порождения тьмы": сборник рассказов (18+)
  • "Призраки ночи": серия "Зачарованный мир" (16+)
  • Робб Кэндис "Покров Святой девы" (18+)
  • Сартр Жан-Поль: произведения (16+)
  • Сервис Роберт В. "Железная маска" (18+)
  • "Сказания ужасов": серия "Зачарованный мир" (16+)
  • Сказкин С. Д. "История Средних веков" (обе части)
  • Смирнова И. А. "Памятники мирового искусства"
  • "Средневековый роман и повесть"
  • Стокер Брэм: произведения (18+)
  • Стэблфорд Брайан "Империя вампиров" (18+)
  • Суворов О. В. "Завещание безумного философа" (18+)
  • Толстой А. К.: произведения
  • Троллоп Антони "Барчестерские башни" (18+)
  • Уальд Оскар: произведения (16+)
  • Хаггард Райдер "Хозяйка Блосхолма" (18+)
  • Хичкок Альфред: произведения (16+)
  • Хольбайн Вольфганг "Немезида" (обе части) (18+)
  • "Чары и путы": серия "Зачарованный мир" (16+)
  • Шекли Роберт "Десятая жертва" (18+)
  • Шульц Карел "Камень и боль" (18+)
  • Эко Умберто "Имя розы" (18+)
  • Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. "Основы истории искусств"

На главную