"Враги сожгли родную хату..."

→Песни Великой Победы

Враги сожгли родную хату...

Подробнее...

В 1945 году Михаил Исаковский сочинил стихотворение "Враги сожгли родную хату…", также известное под названием "Прасковья". Год спустя произведение напечатали в седьмом номере журнала "Знамя".

Его прочитал Александр Твардовский, который предложил Матвею Блантеру положить стихи на музыку. Композитор связался с автором, но Михаил Васильевич сначала отверг эту идею. Он считал, что стихотворение чересчур длинное, чтобы превращать его в песню. Впрочем, Матвею Исааковичу удалось переубедить поэта.

Первым "Враги сожгли родную хату" исполнил обладатель мягкого лирического тенора Владимир Нечаев.

Композиция, точно передававшая настроение многих бывших фронтовиков, должна была сразу же стать всесоюзным шлягером, однако цензоры сразу же наложили на неё запрет.

Позже Михаил Исаковский вспоминал: "В первый раз в зрелые годы я почувствовал крутое сопротивление песне. Редакторы — литературные и музыкальные — не имели оснований обвинить меня в чем-либо. Но они были убеждены и тщились убедить других, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение". Бороться с советской цензурой в те годы было невозможно, и Михаилу Васильевичу пришлось смириться.

Заслуженная популярность пришла к композиции лишь в 1960 году. Широкая публика вспомнила о произведении благодаря Марку Бернесу. На концерте, проходившем в Лужниках, он не побоялся включить песню "Враги сожгли родную хату" в программу.

Успех был колоссальным. Едва Марк Наумович начал исполнять произведение. Многотысячная аудитория поднялась на ноги и в полной тишине слушала песню. Когда музыка стихла, воцарилась недолгая пауза, а потом раздались оглушительные аплодисменты.

Спеть "Враги сожгли родную хату" на "Голубом огоньке" 1965-го года Марка Бернеса лично попросил Василий Иванович Чуйков. Авторитет маршала и дважды героя СССР окончательно избавил песню от нападок критиков.