Песни Великой Победы

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляли места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

Она была требовательным командиром, неунывающим весёлым солдатом, надежным другом, нежной, любящей матерью, женой, невестой… Она вселяла надежду и веру в то, что мы обязательно победим, одолеем врага. Перед боем она помогала собраться с духом, преодолеть страх и панику.

Поэзия и музыка в годы войны были в первых рядах тех, кто отстаивал честь и свободу родной земли. Они страстно и проникновенно выражали скорбь и страдания народа, объединяли и дарили веру в победу. Военная песня стала одним из самых грозных видов оружия - бессмертного и незабвенного.

Мы предлагаем вашему вниманию популярные песни, написанные в годы Великой Отечественной войны, которые сразу "ушли на фронт". Эти песни переходили из уст в уста, их знали наизусть. Они стали символом эпохи.

Вернуться в "Виртуальные выставки"

На главную

"Пора в путь-дорогу"

→Песни Великой Победы

Пора в путь-дорогу

Подробнее...

Еще одной песней, прозвучавшей в фильме "Небесный тихоход", была песня "Пора в путь-дорогу". Об истории создания песни рассказал в своих воспоминаниях поэт Соломон Фогельсон. Во время Великой Отечественной войны он служил в театре Краснознамённого Балтийского флота. С Соловьёвым-Седым он познакомился в осаждённом Ленинграде в 1943 году, тогда же появилась их первая совместная песня - "Разговор". В 1944 году театр Краснознамённого Балтийского флота переместился в Таллин, там же находился и Фогельсон.

Как-то в 1945 году, или незадолго до Победы, или вскоре после неё, будучи в командировке в Ленинграде, на Невском проспекте Фогельсон встретил Василия Соловьёва-Седого, который сказал ему: "О, вот вы-то мне сейчас нужны! Тут, понимаете, снимается кинокартина, и в ней нужны две песни. Одну я уже написал с Алексеем Фатьяновым, но он уехал в Москву, а нужна ещё одна". Композитор кратко описал сцену, для которой нужна была песня: "Действие происходит в лётной части. Нелётная погода, лётчики приходят к девушкам-лётчицам на блины. Здесь требуется шутливая песенка, для вечеринки". При этом Соловьёв-Седой добавил: "Я, правда, не могу ничего гарантировать, сами знаете, что такое кино, в последнюю минуту могут песню и вырезать. Давайте поедем ко мне, поработаем, набросок музыки у меня уже есть, поехали?". После этого они отправились домой к Соловьёву-Седому, который жил в небольшой квартире на Невском проспекте с женой, дочерью и тёщей. Поработав три или четыре часа, композитор и поэт создали песню "Пора в путь-дорогу" - по словам Фогельсона, "вот такая случайная встреча - и удача!".

"Первым делом самолеты"

→Песни Великой Победы

Подробнее...

Песня "Первым делом самолеты" написана в 1945 году поэтом Алексеем Фатьяновым и композитором Василием Соловьевым-Седым. Впервые она исполнена в киноленте Семена Тимошенко "Небесный тихоход" - в комедии о трех неунывающих летчиках-фронтовиках.

Эта песня прозвучала во время прогулки летчиков и до посещения госпиталя. Закадычные друзья твердо решили "не влюбляться даже в самых красивых девчат", пока не закончится война, но встретились с летчицами женской эскадрильи и журналисткой и… по очереди нарушили свою шуточную клятву. После выхода фильма на экраны и по сей день композиция "Первым делом самолеты" на слуху у всех, и напевают ее с удовольствием не только накануне 9 Мая, но и в повседневности.

"Прощайте, скалистые горы"

→Песни Великой Победы

Подробнее...

С первых дней войны ожесточённые бои шли не только на западе и юге страны, но и в Заполярье. В самом начале войны - в июле 1941 года было одно из страшных сражений у небольшого полуострова Рыбачий, где погибло много наших пограничников, а среди защитников был Николай Букин, награждённый за этот бой орденом Красной Звезды.

На полуострове Рыбачий фашистам так и не удалось пересечь государственную границу. В диких условиях сурового штормового Баренцева моря, среди скалистых гор Н. Букин прослужил всю войну - от рядового артиллериста до редактора фронтовой газеты. Защитникам полуострова Рыбачий поэт посвятил своё стихотворение "Не жить мне без моря", которое было напечатано в газете Северного флота "Краснофлотец". Там прочитал его моряк-североморец композитор Евгений Жарковский и написал песню, она прозвучала по Всесоюзному радио и сразу полюбилась и на фронте, и в тылу, только уже под названием "Прощайте, скалистые горы".

Эта песня стала как бы гимном Мурманской области, звучит до сих пор у мемориальных мест Заполярья. Мелодия песни о героях маленького полуострова, ставшего для врага неприступной цитаделью, каждые полчаса звучит у Монумента защитникам Заполярья.

"Священная война"

→Песни Великой Победы

Священная война

Подробнее...

Священная война - это самая первая песня, родившая на четвёртый день объявления войны. Поэт Василий Лебедев-Кумач был впечатлён кинохроникой, кадры которой показывали фашистов, ударивших по Варшаве. От увиденных кадров мгновенно родилось проникновенное произведение. 24 июня 1941 года текст песни был опубликован одновременно в газетах "Известия" и "Красная Звезда", в тот же день Александр Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, Александров написал их мелом на доске, певцы и музыканты переписали их в свои тетради и 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

"Синий платочек"

→Песни Великой Победы

Синий платочек

Подробнее...

Счастливая и необычная судьба у песни Синий платочек: она родилась дважды. В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. На одном из них побывал поэт и драматург Яков Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию.

Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта Галицкий подошел к композитору и предложил сделать из композиции песню. Идея понравилась и вскоре появилась песня «Синий платочек», которую первым исполнил солист оркестра Станислав Ландау, после чего она вошла в репертуар.

Песня была довоенная, мирная, ее пели многие исполнители. Но вот началась война и с песней произошла странная и неожиданная метаморфоза: она обрела как бы второй смысл. Лирическая героиня песни не просто обещала ждать, не забывать своего друга, но ждать солдата, который обязательно вернется и принесет с собой мир.

"Случайный вальс"

Ночь коротка, спят облака...

→Песни Великой Победы

Случайный вальс

Подробнее...

Вальс написали композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский, а инициатором его создания стал маршал Константин Рокоссовский.

Однажды на заседании по случаю сталинградской победы, куда были приглашены композитор и поэт, маршал поинтересовался их творческими планами. Долматовский ответил, что у него есть лирические стихи о случайной встрече офицера и девушки в танцевальном зале, которые он хотел бы переложить на музыку. Тут же придумали название, которое всем пришлось по душе, - "Офицерский вальс".

Как вспоминал поэт, вдохновение к нему пришло после беседы с летчиком-героем Василием Васильевым. Летчик рассказал, что как-то раз в перерыве между боями станцевал всего лишь один танец с понравившейся ему девушкой Зиной, и попросил сочинить об этом песню.

"Смуглянка"

→Песни Великой Победы

Смуглянка

Подробнее...

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества.

В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Композитору сказали, что стране нужны патриотические песни, а не "фривольные финтифлюшки".

В 1942 году песня была слегка переписана. Яков Шведов изменил текст, а Новиков подправил партитуру. В таком виде композитор показал песню А. В. Александрову, руководителю Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Александрову песня очень понравилась, он включил ее в репертуар Ансамбля, однако песню долго не хотели выпускать. Только в 1944 году, когда песня потихоньку разошлась по фронтовым ансамблям, случилось исполнение песни на концерте, который транслировался по радио.

"Соловьи"

→Песни Великой Победы

Соловьи

Подробнее...

Это было в конце 1944 года. Соловьев-Седой, ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице "Москва". Однажды утром дверь его номера открылась и на пороге появился Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшей гимнастерке. Оказывается, он только что приехал из освобожденного нашими войсками венгерского города Секешфехервара (ему дали отпуск на несколько дней) и привез с собой написанные на фронте стихи. Среди них были и "Соловьи".

- Алексей прочитал стихотворение, - вспоминает композитор, - и я, сев за пианино, в то же утро сочинил к нему музыку. Случай редкий, если принять во внимание, что песня эта до сих пор не забыта.

Послушать только что родившуюся песню авторы позвали обслуживающий персонал гостиницы и генерала Соколова, жившего в соседнем номере. Приняли песню хорошо, только генерал предложил одну поправку:

- Почему у вас поется "пусть ребята немного поспят"? Речь ведь идет о солдатах! Это очень хорошее русское слово - "солдат", и не надо его стесняться. Оно овеяно славой, это слово. Мы на время позабыли о нем - война напомнила. Ну и надо петь - "пусть солдаты немного поспят"!

Авторы последовали совету генерала. И с этой поправкой песня пошла в жизнь.

"Темная ночь"

→Песни Великой Победы

Темная ночь

Подробнее...

История создания всенародно любимой песни "Темная ночь" очень интересна. В 1942 году, во время работы над знаменитым кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил ему мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение.

Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Темная ночь".

Позже Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было "не то", все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Марку Бернесу, исполнителю главной роли, удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт.

"Ты ждешь, Лизавета"

→Песни Великой Победы

Ты ждешь, Лизавета

Подробнее...

"Лизавета" – песня на слова Евгения Ароновича Долматовского и музыку Никиты Владимировича Богословского.

Весной 1941 года кинорежиссёр Леонид Давидович Луков приступил на Киевской киностудии к съёмкам художественного фильма о герое гражданской войны Александре Яковлевиче Пархоменко. Но тут началась война, и съёмочный коллектив был эвакуирован в Ташкент, где и продолжил работу над фильмом.

Музыку к фильму режиссёр предложил написать композитору Н. В. Богословскому.

Вообще-то, никаких песен в фильме сценарием не предусматривалось, Богословский писал лишь иллюстративную музыку. Но однажды, как вспоминал композитор, Луков "весело и темпераментно" описал ему сцену свадьбы одного из героев фильма и сказал, что здесь нужна песня, которую должны были исполнять под гитару артисты Пётр Мартынович Алейников и Степан Яковлевич Каюков. Богословский быстро написал мелодию, а вот с текстом песни вышла заминка, так как поэт Долматовский, приглашённый для участия в съёмках фильма, срочно вылетел на фронт. Тогда Никита Владимирович сам попытался сочинить текст песни. Поэтом он не был, и стихи у него вышли какие-то странные:

Лучок да картошка, огурчик солёный,

Мировая закуска в огороде растёт!

Что нужно нам в жизни?

Лишь садик зелёный,

Свой зелёный садик-огород.

Тем не менее, из-за нехватки времени режиссёр был вынужден их принять. "К моему удивлению, – вспоминал Богословский, – Лукова "стихи" устроили. Каюков и Алейников не без ехидных замечаний в адрес "поэта" выучили песню, очень смешно исполняли её на репетициях, и была назначена съёмка. А на съёмке выяснилась печальная вещь: "стихи" никак не сочетались с мелодией, лирической, построенной на народных интонациях и начисто оттолкнувшей от себя насильственно привязанный к ней текст.

Все были огорчены, но тут, как на счастье, приехал с фронта на несколько дней Долматовский, написал новые стихи, и вместо "Лучок да картошка" в песне звучало куда более уместное "Ты ждёшь, Лизавета". И всё стало на свои места, музыка и слова слились. Но так как такое решение песни стало абсолютно чужеродным для задуманной сцены свадьбы, то Луков, не желая отказываться от понравившегося ему окончательного варианта, перенёс исполнение "Лизаветы" в другое место. Пархоменко и Гайворон поют её "всерьёз" во время кавалерийского похода".

Фильм "Александр Пархоменко" вышел на экраны страны в конце 1942 года, а песня "Лизавета" сразу же приобрела широкую известность, так как её содержание, относящееся к периоду гражданской войны, вполне соответствовало и текущему моменту.