"Новый мир": 90 лет вместе с читателем

В Центральной библиотеке работает выставка, посвященная юбилею одного из старейших литературно-художественных журналов России

Голубая обложка журнала "Новый мир" знакома, без преувеличения, каждому российскому читателю.

Кроме новинок прозы и поэзии, журнал предлагает традиционные рубрики "Из наследия", "Философия. История. Политика", "Далекое близкое", "Времена и нравы", "Дневник писателя", "Мир искусства", "Беседы", "Литературная критика" (с подрубриками "Борьба за стиль" и "По ходу текста"), "Рецензии. Обзоры", "Библиография", "Зарубежная книга о России" и др.

Сегодняшний "Новый мир" верен традиции русского интеллектуального журнала, он по-прежнему интеллигентен и респектабелен.

В одном из обращений "Нового мира" к читателям были сказаны замечательные слова: "Не каждый год рождаются шедевры, но русская литература жива, и мы ощущаем себя органической частью этой живой культуры".

Читателям Центральной библиотеки предоставлена возможность ознакомиться с выпусками журнала с 1961 года.

История "Нового мира":

Идея создания "Нового мира" принадлежит Юрию Стеклову, российскому революционеру и публицисту, государственному и политическому деятелю, историку, первому редактору газеты "Известий". Он предложил создать на базе издательства "Известия" ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал.

"Новый мир" начал выходить в 1925 году. Первый год им руководили Юрий Стеклов и нарком просвещения Анатолий Луначарский, который оставался членом редколлегии до 1931 года.

В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому, который превратил новое издание в центральный литературный журнал того времени. Полонский руководил журналом до 1931 года и уже в начале 1930-х "Новый мир" был признан общественностью главным, основным журналом русской советской литературы. В сталинские времена журналистский коллектив "Нового мира" решился на смелость и опубликовал в конце 30-х годов произведения Бориса Пильняка.

После войны главным редактором стал известный писатель Константин Симонов, возглавлявший журнал с 1946 по 1950 год, в 1950 году его сменил Александр Твардовский.

Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. В 1954 году он был отстранен от руководства, но в 1958 году снова стал главным редактором, и в истории журнала начался период, неразрывно связанный с его именем. "Новый мир" Твардовского являет собой одну из ярких страниц истории русской журналистики.

Твардовский-редактор стал одним из самых замечательных журнальных деятелей не одного только советского периода. Благодаря ему на страницах журнала смогла появиться повесть "Один день Ивана Денисовича" рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны.

После Твардовского журнал возглавляли В. А. Косолапов, С. С. Наровчатов, В. В. Карпов. В 1986 году журнал впервые возглавил беспартийный писатель-прозаик Сергей Залыгин, при котором тираж "Нового мира" поднялся на рекордную высоту в два миллиона семьсот тысяч экземпляров.

Успех журнала был связан с публикацией многих ранее запрещенных в СССР книг, таких, как "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, "Котлован" Андрея Платонова, но особенно – произведений Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом", "Раковый корпус".

Самыми громкими публикациями журнала за всю его историю были: "Черный человек" Сергея Есенина (1925); "Не хлебом единым" Владимира Дудинцева (1956); "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына (1962); "Плаха" Чингиза Айтматова (1986); "Авансы и долги" Николая Шмелева (1987); "Котлован" Андрея Платонова (1987); "Доктор Живаго" Бориса Пастернака (1988); "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына (1989); "Сонечка" Людмилы Улицкой (1993); "Кавказский пленный" Владимира Маканина (1995); "Свобода" Михаила Бутова (1999) и многие другие.

В настоящее время "Новый мир" выходит на 256 страницах. Его тираж составляет 7 тысяч экземпляров.

На главную