Инта весенняя

20 октября в Центральной библиотеке прошел "Праздник книги к 45-летию сборника "Инта весенняя"

Как рождалась эта книга, увидевшая свет в прошлом веке, в 1972 году?

Ее глубокие корни уходят в еще более далекий 1954 год, когда 7 февраля - то есть за восемь месяцев до присвоения Инте статуса города - вышел из печати первый номер тогда еще районной газеты "Искра". Ее редактором - основателем стал бывший фронтовик, собственный корреспондент республиканской газеты "Красное знамя" Юрий Коврижных. Он взял на курс на выявление людей, литературно одаренных, и вовлечение их в рабкоровскую работу. Процесс поиска литературных талантов продолжался и при втором редакторе газеты Евгении Попове и третьем - Василии Пыстине.

Именно Василий Пыстин в феврале 1961 года пригласил на постоянную работу в газету общественного корреспондента со станции Инта, студента отделения журналистики Ленинградского государственного университета Виктора Демидова, а именно на должность литработника.

С первых номеров в "Искре" стали печататься стихи, в основном воспевающие северный край и ударный труд по его освоению. 20 декабря 1956 года "газета "Искра" сообщила о создании литруппы, о первой встрече с читателями начинающих писателей и поэтов.

В шестидесятые годы в литобъединение пошел мощный приток новых имен. Именно тогда пришли в литобъединение и утвердились на страницах газеты большинство будущих авторов "Инты весенней": Николай Иванов, Валерий Мартынов, Захватин, Анатолий Панишев, Анатолий Богданович, Лилиана Суворинова, Светлана Беркович, Мирон Слука и многие другие.

В редакции проходили литературные посиделки: чтение и дружеская критика стихов и рассказов, литстраницы и подборки в газете, изредка – встречи с заезжими писателями и поэтами.

Так размеренно и продолжалась эта жизнь до 1971 года. В это год в заснеженную Инту приехал поэт и прозаик Василий Журавлев-Печорский. Цель его приезда – сбор материала для книги "Земля моя Коми", заказанной ему издательством "Советская Россия".

Журавлев-Печорский устроился на работу в городском краеведческом музее. И естественно, он был постоянным участников литературных встреч в редакции газеты "Искра".

На одном из встреч в Доме печати в кабинете ответственного секретаря Виктора Демидова, Василий Степанович Журавлев-Печорский возмутился: "Что мы с вами, ребята, воду в ступе толчем?! Давайте-ка сделаем для начала хотя бы коллективный сборник!"

Как впоследствии вспоминал очевидец и непосредственный участник всех этих событий Виктор Демидов, предложение с ходу одобрили. Ему, как ведущему литобъединения, поручили собрать все лучшее, что у каждого из интинских авторов было.

Авторы прикинули, что и кому надо добрать, дописать, чтобы книга приобрела общественное звучание, ярче представила сам город и тех, кто создает его трудовую славу.

Виктор Демидов, трепетно относясь к проекту, не откладывая реализацию задуманного в долгий ящик, набирал тексты дома. Он вспоминал: "Месяца два-три трещала у меня дома по ночам портативная машинка "Эрика". Чтобы этот "пулеметный" треск не мешал домашним и соседям спать, я ставил ее на широкий и жесткий подоконник, подкладывал под нее толстую подушку, перепечатывал и одновременно редактировал стихи, очерки, рассказы…

Вскоре довольно-таки увесистая рукопись была готова. В нее вошли разнообразные творения двух десятков авторов. Практически всех, кто успел представить их в намеченный срок."

Рукопись книги Виктор Демидов и Журавлев-Печорский отвезли в Сыктывкар. Первым с ней ознакомился член редколегии, ухтинский поэт Николай Володарский и дал оценку:

"Молодцы, хорошо поработали: книжка состоялась. Вижу город, вижу горожан…". Володарский направил делегатов интинских авторов к директору Коми книжного издательства Степану Семеновичу Раевскому.

Раевский рукопись подержал на ладони, словно бы взвесил, и сказал: "Читать я ее не буду. Доверяю твоим, Вася (это он обратился к Журавлеву-Печорскую), вкусу и чувству меры. А обложка мне не нравится. Какая-то она девичья".

Действительно, акварельный рисунок Аллы Волошиной был, наверно, слишком нежным: по белому полю – рыжеватые проталины и тоненькие березки с первыми зелеными листочками.

Директор издательства вызвал главного художника Аркадия Мошева и объяснил, что он желает видеть на обложке будущей книге интинских авторов: "Сделай проще. Найди образ, который бы с одного взгляда создавал представление о шахтерской Инте".

И Мошев нашел такой образ. Он вырезал из цветного картона три треугольника - черный, коричневый и синий - символы терриконов, изобразил над ним три летящих лебедя и оранжевое, как апельсин, солнце.

Эскиз был одобрен. И через полгода "Инта весенняя" была издана в 1972 году в Сыктывкаре, а именно в Коми книжном издательстве тиражом 5500 экземпляров! Книга разошлась быстро. Уезжая в отпуск, интинцы везли ее в качестве подарка. Скоро она стала биографической редкостью.

Но на этом история сборника "Инта весенняя" не завершилась. Наступил 2006 год. "Искровцы" решили отметить 50-летний юбилей создания первого литературного объединения в Инте переизданием "Инты весенней". Было решено сохранить первозданный образ книги. Да, на этот раз, книгу печатали не в Сыктывкаре, а в Инте. Только обложка печаталась в Сыктывкарской типографии. И еще в книгу добавлено еще одно предисловие – воспоминания члена Союза журналистов, Союза писателей России, редактора-составителя первого издания "Инта весенняя" Виктора Демидова.

Тираж переизданного издания составил 500 экземпляров. И к сегодняшнему дню он также стал библиографической редкостью. Только в библиотеке мы можем познакомиться с обоими сборниками: 1972 и 2006 годов издания.

На "Празднике книги" в Центральной библиотеке участники встречи в полной мере воспользовались этой возможностью. Ребята увлеченно перелистывали страницы книг, зачитывали вслух понравившееся поэтические строки, созвучные нашему времени.

На главную